Город, завод, субмарины - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Город, завод, субмарины

Опубликовано Vitaliy0

21 декабря 2014 года крупнейшее в России судостроительное предприятие – ОАО «ПО «Севмаш» – отметит 75 лет со дня основания.

Сегодня «Севмаш» находится на новом этапе развития: успешно завершены работы по масштабным проектам последних десятилетий – головным атомным подводным лодкам проектов «Ясень» и «Борей», авианосцу «Викрамадитья», морской ледостойкой платформе «Приразломная». Впервые в истории новейшей России на стапеле Севмаша строятся 6 атомных подводных лодок 4-го поколения, корабелы приступили к ремонту самого крупного в мире атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов».

Будниченко Михаил Анатольевич

Михаил Будниченко,
генеральный директор ПО «Севмаш»

Для реализации задач по выполнению гособоронзаказа идет глобальная модернизация предприятия. За последнее время такой реконструкции верфи не проводилось ни на одном другом судостроительном предприятии страны. Словом, «Севмаш» вступил в новую эру, уверенно строя свои планы на будущее и не забывая легендарного исторического прошлого.

В устье Северной Двины

Не прими весной 1936 года Иосиф Сталин решения возводить новый судостроительный завод в устье Северной Двины (а вариантов было предложено несколько), возможно, место, освоенное монахами в XV веке, так и осталось бы мало кому известным. Но, по мнению Иосифа Виссарионовича, монахи плохую территорию для жизни выбрать не могли, поэтому и завод решено было строить на месте Николо-Корельского монастыря. Уже летом 1936 года у его стен высадились первостроители. И началась масштабная работа.

Через два года поселок Судострой был преобразован в город Молотовск, а 21 декабря 1939 года на стапеле еще недостроенного эллинга состоялась торжественная закладка линкора «Советская Белоруссия». Именно этот день считается днем рождения «Севмаша».

Предприятие строило большие охотники, эскадренные миноносцы, легкие крейсеры… Первый опыт подводного кораблестроения завод получил в годы войны, однако к серийной постройке подводных лодок предприятие приступило в середине 1950-х годов. С 1954-го на «Севмаше» началась эпоха строительства атомных подводных лодок (АПЛ). С тех пор северодвинская верфь является головным, а в последние годы и единственным в России создателем атомных подводных лодок всех классов. На предприятии построены 131 АПЛ и 36 дизельных подводных лодок.

Основа морских сил

История завода богата достижениями в области подводного судостроения. В послужном списке «Севмаша» – субмарины, занесенные в книгу рекордов Гинесса как самые большие, глубоководные и быстроходные в мире. Эти достижения не превзойдены до сих пор. Со стапелей предприятия сошло большинство отечественных АПЛ.

10 января 2013 года первенец атомных подводных лодок 4-го поколения – ракетоносец «Юрий Долгорукий» – пополнил счет подводных кораблей, созданных корабелами завода. В этот день состоялся торжественный подъем Андреевского флага на борту первой подлодки 4-го поколения.

Стратегический ракетоносец, пройдя все заводские, ходовые и государственные испытания, был передан Военно-Морскому флоту РФ. «Юрий Долгорукий» – головной корабль проекта 955 типа «Борей». Всего планируется построить 8 подводных лодок данного класса, которые по своим техническим характеристикам должны превосходить зарубежные аналоги. «Такие подлодки станут основой морских сил ядерного сдерживания, эффективным инструментом обеспечения государственной безопасности», – сказал министр обороны РФ Сергей ШОЙГУ на торжественной церемонии. В конструкции атомоходов типа «Борей» использованы современные технические достижения, улучшающие гидродинамику корпуса и значительно снижающие шумность подлодки. Этот ракетоносец проложил дорогу подводным кораблям проектов «Борей» и «Борей-А»: «Александр Невский», «Владимир Мономах», «Князь Владимир», «Князь Олег».

На церемонии закладки АПЛ «Князь Владимир» президент РФ Владимир ПУТИН сказал, что на «Севмаше» очень много сделано для укрепления обороноспособности России. «Не знаю, есть ли еще одно такое предприятие в мире, которое сделало бы столько для своей страны. Здесь отлаженный, высококвалифицированный персонал. Над подобными крейсерами работают большие коллективы людей: и ученые, и конструкторы, и высококвалифицированные рабочие. Вы делом доказали, что способны решать самые амбициозные задачи», – отметил Владимир Путин.

17 июня 2014 года на «Севмаше» состоялось еще одно знаковое мероприятие – флоту передана АПЛ «Северодвинск». Этот корабль открыл счет подводным крейсерам проекта «Ясень» – сейчас на стапелях предприятия строятся «Казань», «Новосибирск», «Красноярск».

В 2009 году Администрация Северодвинска заключила соглашение об установлении шефских связей с экипажем атомного подводного ракетного крейсера «Северодвинск». Это знаковое событие для муниципалитета – город, где была построена половина атомного подводного флота страны, впервые взял шефство над субмариной. Цель соглашения о шефских связях – объединить усилия администрации Северодвинска, ОАО «ПО Севмаш» и экипажа атомной подлодки в военно-патриотическом воспитании молодежи, общественно-политической и культурной жизни города. Руководители Северодвинска и градообразующего предприятия оказывают содействие в решении социально-бытовых проблем экипажа, в привлечении спонсорской помощи, организации досуга семей подводников.

Авианосец как символ сотрудничества

В рамках международного сотрудничества «Севмаш» впервые в истории современной России провел глубокий ремонт и модернизацию крупного надводного корабля – тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», создав современный авианосец «Викрамадитья» для военно-морских сил Республики Индия. Завод и предприятия-партнеры выполнили масштабные работы на корабле, которые сравнимы с созданием нового авианосца. Фактически, изменен тип корабля: для реализации новых боевых задач расширена и удлинена дополетная палуба, сформирован трамплин с углом 14 градусов. Корпус крейсера насыщен современной техникой: установлен морской телевизионный комплекс для короткого взлета и посадки, автоматизированная система боевого управления, которая управляет не только авианосцем и его авиакрылом, но и группой кораблей сопровождения. Угловая палуба авианосца оборудована оптической системой посадки самолетов, подверглись изменениям системы радиоэлектронного вооружения и многое другое. «Никакое другое предприятие, кроме «Севмаша», не смогло бы решить столь масштабные задачи по ремонту и модернизации корабля, при этом на очень высоком уровне», – сказал на одной из встреч командир индийского экипажа «Викрамадитьи» коммодор Сурадж БЭРРИ. Он оценил авианосец в деле: руководил индийским экипажем во время испытаний корабля в суровых условиях северных морей летом 2012 года.

Авианосец «Викрамадитья»

Авианосец «Викрамадитья»

16 ноября 2013 года «Севмаш» передал корабль ВМС Республики Индия. «Это очень важный момент в истории российско-индийских отношений, – отметил в своем выступлении заместитель председателя правительства РФ Дмитрий РОГОЗИН. – Передача корабля такого класса военно-морским силам Индии будет мощным вкладом в ее обороноспособность. Этот современный боевой корабль станет гарантом укрепления мира и безопасности». «Мы видим, что проделана огромная работа, – подчеркнул министр обороны Индии Араккапарамбил Куриан ЭНТОНИ. – «Севмаш» справился с задачей на высоком профессиональном уровне, и мы можем только поздравить весь коллектив предприятия с успешным завершением проекта». В мировом и отечественном судостроении нет аналогов той работы, которую провел «Севмаш», переоборудуя корабль из одного проекта в другой.

Завод прошел огромный путь, полный инженерных и организационных открытий, внедрения инноваций, обновления производства, накопления исключительного и бесценного опыта по строительству надводных кораблей. И этот навык востребован – «Севмаш» приступил к ремонту тяжелого атомного крейсера «Адмирал Нахимов» для Военно-Морского флота РФ, осуществив постановку корабля в сухой док.

Осваиваем шельф

Развитие нефтегазового направления – новая страница в биографии «Севмаша». Строительство первой российской морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» началось на предприятии в конце 90-х годов. Генеральным инвестором проекта выступила корпорация «Газпром». За время строительства этого объекта верфь получила колоссальный опыт работы в нефтегазовом секторе, преодолев нелегкий путь от согласования проекта и строительства до поставки оборудования. Платформа представляет собой цельнометаллическое инженерное сооружение с габаритами 126x126x120 м и массой около 110 000 т. Уникальность этого объекта заключается в том, что это первая стационарная ледостойкая платформа, которая способна работать при температурах до -50 °С и при высоких ледовых нагрузках. Платформа способна пробурить около 40 скважин глубиной до 7000 м. Некоторые работы на «Приразломной» были уникальны. Так, операция по стыковке на плаву конструкций платформы весом в 20 000 т и их подводной сварке проводилась впервые в мире.

Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная»

Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная»

Как считает президент Российского научного центра «Курчатовский институт» академик Евгений ВЕЛИХОВ, стоявший у истоков создания проекта, строительство таких платформ закладывает основу совершенно новой энергетики XXI века в масштабах не только России, но и всего мира. Сейчас «Приразломная» находится в Печорском море, платформа ведет добычу и отгрузку нефти на шельфе Арктики.

Думать о людях

Северодвинск и «Севмаш» – два по сути неразделимых понятия. Город обязан своим рождением заводу № 402 – такой номер был присвоен нынешнему Севмашу, когда он начинал строиться. Две городские площади носят имена бывших директоров «Севмаша»: площадь им. Е. П. Егорова и – площадь им. Д. Г. Пашаева.

Жизнь города долгие годы была подчинена одной главной задаче: строить и ремонтировать атомные подводные лодки. Жилые дома, детские сады, учреждения культуры – все было на балансе завода. Город и завод работали в тесном сотрудничестве. Большая часть северодвинцев укрепляла обороноспособность страны (в «золотые» годы на Севмаше работало 45 000 человек). Городские службы надежно обеспечивали быт корабелов и их семей.

В 90-е годы ситуация изменилась: трудовые ресурсы заводов сократились, вся социальная сфера была передана на баланс муниципалитета, но задача осталась прежней – работать на военную мощь России. Сохранились и многие традиции в управлении городом: заводы и сегодня активно участвуют в социальной жизни Северодвинска, трудовые коллективы шефствуют над дошкольными учреждениями, школами, Севмаш помогает детской больнице.

Михаил Гмырин, мэр Северодвинска

Михаил Гмырин,
мэр Северодвинска

От администрации Северодвинска и от себя лично искренне поздравляю ветеранов и весь трудовой коллектив Севмаша с 75-летним юбилеем предприятия! 

Желаю крепкого здоровья, успехов в труде и благополучия вам и вашим семьям!

Гарантированный на годы вперед гособоронзаказ дает полную уверенность в том, что завод будет успешно развиваться, а значит, вместе с ним и город. Ведь у нас, как и прежде, одна общая задача – укреплять военную мощь России!

С 2012 года на «Севмаше» эффективно реализуется корпоративная жилищная программа. Первый дом для корабелов завод построил и сдал 26 июля 2013 года. На мероприятии присутствовал Дмитрий Рогозин. «Программа вооружений всегда связана с восстановлением промышленности нашей страны, с новой индустриализацией, – отметил он. – Но индустриализация – это не станки, не железо, это прежде всего люди. О них и нужно думать в первую очередь. В Северодвинске мы действительно активно поднимаем программу развития промышленного потенциала города, и это неминуемо должно сопровождаться строительством новых жилых квадратных метров, которые будут заселяться счастливыми семьями».

На сегодняшний день в двух домах, построенных предприятием, живут 68 семей работников «Севмаша». В стадии строительства – еще одно жилое здание, рассчитанное на 97 квартир. «Программа, как мы ее наметили, осуществляется строго по плану, – говорит генеральный директор «ПО «Севмаш» Михаил БУДНИЧЕНКО. – Мы запланировали сдавать каждый год по одному дому. Начали с недостроенных площадок «Севмаша». Затем, если будет необходимость, задействуем и другие территории, будем строить больше. Наша жилищная программа наращивает обороты.

Руководство предприятия уверено, что жилищная программа поможет привлечь на предприятие молодежь, сохранить преемственность поколений, высокую квалификацию кадров, которой всегда гордилась наша «оборонка».

На «Севмаше» идет масштабная модернизация производства: проводится реконструкция цехов, слипов, наливного бассейна, закупается большой объем новой техники. Но вместе с заводом должен расти и развиваться город, чтобы корабелы могли не только хорошо работать, но и иметь достойные бытовые условия для отдыха и восстановления своих сил».

Администрацией Северодвинска совместно с заводской экономической службой разработан комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации Северодвинска как моногорода на 2010–2020 годы, который в ноябре 2010-го был одобрен решением комиссии Правительства РФ. В ноябре 2012 года в рамках КИПа была, в частности, завершена реконструкция Архангельского шоссе – самой протяженной дороги Северодвинска.

Любые задачи по плечу

Все производственные и социальные победы «Севмаша» – результат планомерной работы по строительству заказов на заводе. «Сегодня «Севмаш». – динамично развивающаяся верфь, – отмечает Михаил Будниченко. – Сохранив приоритет в выполнении оборонного госзаказа, он остается ведущим промышленным предприятием Архангельской области и градообразующим для Северодвинска. Высокие технологии, заложенные при строительстве атомного подводного флота, эффективно используются в гражданском секторе производства, развивается машиностроение, осваиваются новые наукоемкие технологии. Но самым важным достоянием предприятия является его высококлассный трудовой коллектив. Это сплав опыта и молодости, стремления проникнуть в суть производства и заглянуть в перспективу. С таким коллективом «Севмашу» по плечу любые задачи. В этом залог достижений и будущих успехов предприятия».

Георгий Дмитриев

 Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-службы «ПО «Севмаш» и Администрации Северодвинска

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+