Зона высокого напряжения | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Зона высокого напряжения

Опубликовано mbszru0

Участники Балтийской нефтегазовой торгово-транспортной недели не однозначны в предсказании реакции судовладельцев на введение новых ограничений на бункерное топливо и последствий «серной» директивы. К моменту ее вступления в силу ни нормативная база, ни организация контроля оказались еще не готовы.

Балтийское море попало в список зон пристального международного контроля выбросов соединений серы (ECA – Emission Control Areas). Этот регион одним из первых почувствует на себе последствия повышения экологических требований к бункерному топливу. Напомним, что Евросоюз, США и Канада последовательно проводят политику ужесточения требований к бункерному топливу. Выделены регионы, где к топливу уже применяются более высокие требования (ECA): Северное море, Балтийское море, пролив Ла-Манш, побережье США и Канады.

Территория ECA может быть расширена за счет дельты реки Чжуцзян (Гонконг), этим серьезно занимается правительство Китая, а также побережья Австралии, Мексики, Панамы, Турции. Япония может распространить ограничительный режим на свои внутренние воды. Обсуждается вопрос ужесточения нормативов в Арктике. Европейцы хотели бы и Средиземное море добавить в список зон ECA, но не все прибрежные государства разделяют их экологические тревоги.

Планируется, что к 2020 году удастся во всем мире снизить норму сернистых соединений в выбросах морского топлива с 3,5% до 0,5%.

По словам директора BMC Consulting (Эстония) Татьяны ЕРЕМИНОЙ, практически все порты Балтии и крупные транспортные компании, работающие там, проявляют большой интерес к строительству инфраструктуры для бункеровки СПГ и мини-заводов СПГ. Они даже готовы самостоятельно инвестировать в подобные проекты.

Поскольку все варианты решения задачи соответствия «серной директиве» сопряжены с дополнительными расходами, повышение стоимости судового топлива неизбежно. По разным оценкам, оно может составить от 30% до 50%. А там по цепочке последует увеличение эксплуатационных расходов судна и стоимость фрахта. Крупнейшее эстонское предприятие Tallink уже объявило о повышении цен на билеты и перевоз товаров на 20%. Поступает информация, что со следующего года в зоне ECA контейнеровозы вводят надбавки на теусы к стоимости доставки.

В связи с тем, что морской транспорт в зоне контроля выбросов становится более дорогим в сравнении с остальным миром, конкурентоспособность портов Балтики снижается. Прогнозируют, что часть грузов «пересядет» на автомобильный и железнодорожный транспорт – возрастает значение интегрированности в развитии транспортной цепочки.

Часть перевозчиков предпочтет ничего не менять на судне, а обойти стороной «зеленые» воды. Однако через 5–10 лет, когда требования к топливу ужесточатся повсеместно, такие маневры уже не спасут – порт от порта будет отличаться лишь строгостью исполнения законов.

Все это не может не сказаться на перестройке транзитных цепочек, отмечают эксперты.

Тем не менее Татьяна Еремина придерживается мнения, что на глобальные торговые маршруты – в первую очередь морскую связь растущих азиатских рынков со странами Балтии – «зеленые» директивы кардинально не повлияют. Такая потенциальная альтернатива, как Северный морской путь, несмотря на господдержку, «остается экзотикой». Плата за проходку (каковая отсутствует на Суэцком канале), ледовая проводка, высокие риски, связанные с объективными и субъективными факторами, – все это подталкивает к выбору не в пользу этого маршрута.

По словам эксперта, в условиях давления «зеленых» директив возрастает значение взаимодействия, согласованности действий портового терминала, администрации порта, грузовладельцев и судовладельцев в принятии решений, инвестировании в строительство новой инфраструктуры порта.

Ну и, конечно, определенные надежды связываются с научным прогрессом – от изобретателей ждут новых предложений по усовершенствованию энергоустановок. Ожидается, что новые технологии уже в ближайшие годы позволят на 10–20% снизить потребление судового топлива. Однако большую неопределенность в прогнозы дополнительных расходов вносят изменения цен на нефть.

Необходимость снижения затрат на топливо вынуждает судовладельцев финансировать поиски новых технологий более экономной работы двигателя.

Ожидается, что уже в 2015 году будут использоваться технологии, которые повысят эффективность работы двигателя за счет снижения объемов используемого пара. Изучается зависимость между безопасным снижением скорости судна и экономией топлива. Совершенствуются скрубберы, ведутся разработки альтернативных видов топлива.

Если говорить о работающем флоте, то устанавливаются специальные насадки, перенастраиваются двигатели, применяются новые покрытия. Например, перед винтом ставят насадку, которая выпрямляет и усиливает потоки воды, ускоряя тем самым работу винта. Это позволяет на 5–6% экономить расход топлива. Среди других технологий – использование температуры выхлопных газов для обогрева груза и помещений. Ведется работа над лакокрасочными покрытиями, благодаря которым удается снизить трение судна о воду и тем самым снизить потребление топлива. Разрабатываются покрытия, препятствующие обрастанию судна, а также защитные покрытия, защищающие от воздействия агрессивной внешней среды.

При строительстве судов используются новые технологии, проектируются формы корпуса, повышающие скорость, ставятся двухтактные двигатели с большим ходом поршня, которые снижают расход топлива, и так далее. В ожидании роста использования СПГ проекты новых типов судов уже предусматривают место для установки емкости для этого топлива.

Эксперты надеются, что наука скажет свое слово. На судах будет использоваться ядерная энергия (Россия использует эту энергию, речь идет о широком распространении технологии), энергия ветра, биотопливо.

Директор Marine and Energy Consulting Limited Робин МИЧ скептично настроен в отношении исполнения «зеленых» директив разными странами и участниками рынка. Лучше всех готовы США – там организована эффективная система береговой экологической охраны, в прошлом году проверено более 35 000 судов. В ЕС же слишком слабое административное обеспечение директив, штрафные санкции недостаточно велики. Ни одна из европейских стран не инвестировала в то, чтобы обеспечить реорганизацию берегового контроля в соответствии с директивами. В ЕС лишь единицы судов были пойманы на использовании «грязного» топлива. И в большинстве европейских портов пока не стремятся строго соблюдать исполнение «зеленых» директив.

Ирина Кравцова

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+
X