На первые роли | Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


На первые роли

Опубликовано mbszru0

Азиатские государства, воспользовавшись нестабильными отношениями России со странами Запада, активизировали свою деятельность в проектах по развитию арктических территорий.

Тема освоения Арктики давно стала одной из наиболее обсуждаемых в мировом сообществе, свои претензиии на арктические ресурсы уже предъявили несколько стран. «Равновесие во взаимоотношениях между ключевыми полярными государствами достаточно хрупко, и любые недружественные акции могут повлечь за собой скатывание ситуации к милитаризации и утрате диалога», – говорит генеральный директор российского Центра стратегических оценок и прогнозов (ЦСОП) Сергей ГРИНЯЕВ. ЦСОП при поддержке Фонда поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова прошел исследование, результатом которого стал доклад, представленный на заседании Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике, которое состоялось в рамках выставки ТРАНСТЭК-2014 в Петербурге.

Требуется помощь

По данным ЦСОП, на ситуацию в Арктике оказывают влияние противоречия, возникающие в других регионах планеты. В частности, кризис на Украине негативно отразился на взаимоотношениях стран Арктического совета и даже сказался на качестве проведенных в рамках этой организации мероприятий на высшем уровне: бойкот со стороны США и Канады заседания целевой группы Арктического совета в Москве, бойкот международной конференции в Нарьян-Маре.

В этой ситуации очевидно, что особое внимание в Арктическом совете рассчитывают уделить развитию взаимодействия со странами азиатского региона, казалось бы, далекими от Арктики. Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея и Япония ежегодно наращивают свои усилия в процессах изучения и экономического освоения Арктики. Первый секретарь посольства Сингапура в России Джонатан ЧЕН выделяет четыре ключевых момента возможного взаимодействия Сингапура, равно как и других стран азиатского региона, с Россией. Прежде всего, это решение вопросов, связанных с безопасностью судоходства в Арктике, и освоение Северного морского пути. Кроме того, страны Азии готовы оказать поддержку в разработке Полярного кодекса, а также в подготовке наднациональных документов, регулирующих морское право в Арктике.

 

Image Япония Несмотря на то что японские ученые занимаются исследованиями арктического региона на острове Шпицберген с 1991 года, полноценный арктический вектор во внешней политике японского правительства сформировался относительно недавно, в 2010 году. Японские эксперты подчеркивают, что интенсивное развитие Северного морского пути увеличит количество вызовов безопасности в регионе. Гуманитарные и спасательные операции потребуют качественного развития систем обеспечения безопасности, которые сегодня недостаточно развиты. Токио рассчитывает, что для решения этих проблем Арктический совет более активно вовлечет страны-наблюдатели к участию в развитии Арктики. В последние годы японское правительство часто апеллирует к необходимости освоения арктического региона только с помощью экологически безопасных технологий, которые имеются у Японии.

Россия рассматривается японским правительством как один из главных партнеров в освоении Арктики и судоходства по Севморпути. Последнее особенно актуально, так как Япония имеет в своем распоряжении один из крупнейших торговых флотов в мире и может извлечь огромную выгоду из развития СМП. Это позволит сократить время транспортировки грузов из Йокогамы до Гамбурга на 40%, а расход топлива – на 20% по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

Источник: Доклад «Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности»

Индийский ученый Санджай ЧАТУРВЕДИ добавляет к списку сингапурского дипломата еще один ключевой момент: сотрудничество в научной сфере. «При этом очевидно, что Россия не готова уступать другим странам пальму первенства и намерена сохранить свои позиции лидера в арктическом регионе. Но Москве требуется помощь мирового сообщества, ведь тот же Северный морской путь нельзя открыть за один день, требуется решить много вопросов, связанных с инфраструктурой, логистикой, экологией, наукой и так далее», – говорит Чатурведи.

Век Азии

Китайские нефтегазовые компании, имеющие значительный опыт работы на шельфе, заинтересованы в совместной с компанией «Роснефть» разработке участков в Баренцевом море и участии в проекте «Сахалин-3», утверждают в ЦСОП. При этом китайские промышленники уже заявили о своей готовности выпускать качественное оборудование для добывающих отраслей (платформы, буровые установки, трубы, компрессорные станции), что позволяет России отказаться от попавших под санкции западных технологий и соответствующей продукции.

Южная Корея также высоко оценивает потенциал Севморпути, корейские власти уже заявили о своих амбициях и желании войти в число лидеров по морским перевозкам в Заполярье. Интерес есть и в получении заказов на строительство метановозов ледового класса и модульных наземных конструкций для завода по сжижению природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ». Судоверфь DSME спроектировала специально для навигации по Севморпути газовоз ледового класса ARC-7, способный преодолевать ледовый покров толщиной 2,1 м. Весной этого года DSME получила заказ от российского Совкомфлота и иностранных участников проекта на строительство до середины 2016 года десяти подобных кораблей для перевозки сжиженного природного газа.

 

Image Южная Корея Арктическая политика Сеула носит поступательный, но неагрессивный характер. Южнокорейское руководство нацелено на кооперацию и сотрудничество с постоянными членами Арктического совета как в научной, так и в экономической сфере. Помимо участия в международных программах, Сеул параллельно налаживает двустороннее сотрудничество со странами, имеющими арктические территории, в том числе и с Россией. Правительство Южной Кореи, в частности, добивается подписания меморандума о взаимопонимании с РФ с целью создания совместного порта в Северном Ледовитом океане.

Важно отметить, что одной из целей повышения экономических выгод от морского судоходства в Арктике является постепенный отказ от дорогостоящих услуг российских ледоколов. Корейские власти озабочены также нехваткой надежных портов на российском побережье вдоль Северного морского пути. Именно это ключевые «проблемные точки» в российско-корейском диалоге.

Источник: Доклад «Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности»

Помимо этого контакта, DSME хочет подписать также соглашение о строительстве еще шести газовозов для проекта «Ямал СПГ», а также заключить сделку с корпорацией «Газпром» по строительству 13 метановозов класса ICE-4. «По большому счету, в «арктическом вопросе» мы наглядно видим справедливость тезиса о том, что XXI век станет «веком Азии», что страны этого региона претендуют на вовлечение в мировые проблемы, стараясь решать их наравне с ведущими державами мира», – утверждает Сергей Гриняев.

Управляющий партнер компании «Делойт» в странах СНГ Иан КОУЛБЕРН уверен в том, что у России есть шанс возглавить всемирное движение по устойчивому развитию Арктики, стать лидером процесса интеграции усилий всех заинтересованных стран. «Вполне очевидно, что количество участников «арктической истории» делает невозможным решение актуальных вопросов в одиночку, объективно встает вопрос о необходимости и целесообразности выстраивания новых союзных конструкций», – дополняют в Центре стратегических оценок и прогнозов.

Учитывать практику

На данный момент наиболее четко обозначилось пять проблемных вопросов, которые активно обсуждаются в экспертных кругах региональных государств, а также являются ключевой темой диалога стран-наблюдателей с постоянными членами Арктического совета.

Тема глобального изменения климата и роль в этом процессе полярных регионов доминирует в тех случаях, когда внеарктическая страна доказывает свою заинтересованность в участии в изучении арктического региона. Изменение климата и роль в этом Арктики является практически беспроигрышной темой, когда необходимо решить вопрос о доступе к структурам управления в регионе, объясняют в ЦСОП. Эта тема звучит во всех официальных документах, так или иначе связанных с формированием политики стран в отношении арктического региона.

Вторая тема – экологическая безопасность в Арктике – взаимоувязана с первой и весьма удобна для недобросовестной конкуренции: любые попытки промышленного освоения Арктики натыкаются на вопросы экологической безопасности. Именно экология позволяет предпринимать наиболее радикальные шаги в случае, если необходимо защитить или продвинуть собственные интересы. В частности, ведется работа по ужесточению экологических стандартов судоходства по Северному морскому пути. Как утверждают авторы доклада, основная цель этой работы – добиться принятия жестких стандартов, допускающих эксплуатацию в Арктике только судов, созданных с использованием специальных «зеленых» технологий, которыми располагает ограниченное количество стран региона.

Северный морской путь и его эксплуатация в интересах международного сообщества также является значимой темой. Япония, Китай, Южная Корея фактически готовы к коммерческому использованию Севморпути вместе с Россией и на российских условиях. Несмотря на то что реальные экономические перспективы активной эксплуатации Севморпути лежат, как минимум, в среднесрочной перспективе, уже идет активное обсуждение тех норм и принципов, на которых должно строиться судоходство в Арктике.

 

Image Китай Среди неарктических государств все более активно старается влиять на арктические дела Китай. Однако несмотря на активную позицию, КНР все еще не сформулировала свою стратегию в отношении Арктики официально, и не ожидается, что в ближайшей и среднесрочной перспективе такая стратегия станет достоянием гласности. По мнению некоторых экспертов, это связано, в числе прочих причин, с конкуренцией внутри руководства КНР за место, которое займут в официальной арктической стратегии предложения тех или иных групп влияния.

Несмотря на сдержанный подход к вопросу об Арктике, китайское правительство предприняло дипломатические шаги, чтобы защитить то, что оно воспринимает как свои ключевые интересы в Арктике. Эти шаги связаны, во-первых, с развитием способности реагировать на последствия изменения климата в Арктике, во вторых – с обеспечением доступа по разумной цене к арктическим морским путям, а в-третьих – с укреплением способности Китая как неарктического государства иметь доступ к минеральным и рыбопромысловым ресурсам Арктики.

Источник: Доклад «Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности»

Тема коренных народов Севера России достаточно условна, хотя и эффективна, поскольку только она затрагивает социальный аспект арктического проекта и позволяет привлечь к обсуждению всю практику дипломатической борьбы и пропаганды по теме нарушения прав человека, полагают в ЦСОП. Для России, по мнению экспертов, в этом вопросе ключевым остается понимание того, что при освоении регионов Дальнего Востока и Заполярья никогда не делалась ставка на истребление коренных народов, создание резерваций, на другие дискриминационные меры. Да, численность некоторых коренных народов сокращается, но это, скорее, естественный процесс.

Тема модернизации международного права в арктическом регионе позволяет добиться существенных преференций для государств, владеющих основным ресурсом, позволяющим влиять на формирование новых структур и отношений в правовой области.

Страны региона уже в течение ряда лет активно формируют соответствующую инфраструктуру, позволяющую готовить варианты развития событий для политического руководства, что делает их шаги эффективными и результативными. В частности, в большинстве стран созданы и успешно функционируют специализированные научные и промышленные кластеры, объединяющие в себе институты, предприятия промышленности с целью консолидации усилий по отстаиванию собственных интересов в Арктике. Эту практику необходимо учитывать и в России – стараться не распылять, но объединять и консолидировать собственные ресурсы формирования, продвижения и защиты интересов нашей страны в Арктике.

Подготовил Георгий Дмитриев

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+
X