Нужны не фрагменты, а готовый продукт - Морской Бизнес Северо-Запада | Морские новости

Сегодня:


Нужны не фрагменты, а готовый продукт

Опубликовано Vitaliy0

Освоение арктических территорий потребует от судостроителей, нефтегазовых компаний, научных институтов четкого и качественного взаимодействия при реализации проектов. Пока о таком взаимодействии можно только мечтать.

Обсуждение перспектив освоения арктических территорий, и прежде всего разработки нефтегазовых месторождений, которое состоялось в рамках конференции Offshore Marintec Russia, в очередной раз подтвердило: у заинтересованных в реализации подобных проектов сторон до сих пор не сформировано единое понимание того, как эти проекты будут осуществлены и какие силы для этого потребуются.

Судостроители сетовали на отсутствие понимания того, какую технику и в какие сроки им необходимо поставить компаниям, работающим на шельфе. Бизнесмены демонстрировали презентации, в которых количество морской техники было расписано поштучно, но при этом основную часть заказов предполагалось размещать на зарубежных верфях. Впрочем, геополитическая ситуация явно скорректирует вектор строительства морской техники в сторону отечественного производства. Вот только наши корабелы в основном умеют делать корпуса, а техническое оснащение производится уже за границей.

Континентальный шельф представляется наиболее обширной и перспективной областью для разработки ископаемых в современной России. На территории шельфа открыто порядка 50 месторождений углеводородного топлива, на которых ежегодно можно добывать 1,2–1,3 млн т. Ранее в правительстве России оптимистично заявляли, что в результате разработки арктических залежей налоговый бюджет вырастет на $1,3 трлн, а прирост ВВП только по этому сектору составит около 3%. Также государство рассчитывает получить не менее $300 млрд иностранных инвестиций в арктический проект.

Освоение арктических территорий

Не тешить себя иллюзиями

Председатель Научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений Алексей КОНТОРОВИЧ обращает внимание на то, что «штурмовать» Арктику предстоит в ситуации, когда в геологическом отношении она еще крайне слабо изучена. «Первая задача – провести масштабные геологические исследования, понять, где сосредоточены основные ресурсы нефти и газа», – говорит А. Конторович. Параллельно с решением этой задачи предстоит задуматься и над технологическим обеспечением: мы приходим в Арктику, не имея технологий бурения, добычи и транспортировки нефти и газа в условиях сложной ледовой обстановки. «В советских атомном или космическом проектах впереди сначала шла наука, которая очень быстро переходила в высокие инженерные и технологические решения. Здесь должен быть реализован тот же подход», – считает Алексей Конторович.

«Не надо тешить себя иллюзиями, что мы можем позаимствовать эти технологии у других стран. В зонах развития многолетних льдов ни одна страна, включая Норвегию и Канаду, еще не работала. Условия, в которых работает Statoil в Норвегии и в которых придется работать российским нефтегазовым компаниям, принципиально разные: нам будет значительно сложнее», – уверен Алексей Конторович.

На данный момент в арктической зоне хорошо изучено Баренцево море, в меньшей степени – другие арктические моря, прежде всего Карское, Восточно-Сибирское и море Лаптевых. «В этих морях круглогодично лежит лед, поэтому изучение территорий, поиск и разработка нефтегазовых месторождений потребует новых научных и технических решений», – констатирует заместитель министра энергетики России Кирилл МОЛОДЦОВ. При этом начало реализации крупных шельфовых проектов уже практически определено – 2020 год. К этому времени, по словам Кирилла Молодцова, предстоит определить основные направления программы по освоению арктического шельфа. «В этом документе должны быть упорядочены вопросы геологоразведки, технологий и оборудования, научного сопровождения. Растащив деньги по отдельным компаниям, мы вопросов освоения арктических территорий не решим», – дополняет Алексей Конторович.

Освоение арктических территорий

В партнерстве или без

«Некоторое время назад мы собрали заказы от различных министерств, ведомств и компаний относительно того, сколько единиц морской техники им потребуется в долгосрочной перспективе. Свели все запросы в единую таблицу, в соответствии с которой российские судостроители могли бы вплоть до 2030 года получать в год в среднем по 15 заказов», – вспоминает директор департамента по военно-техническому сотрудничеству Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей ДИКИЙ. В целом, по прогнозам ОСК, в течение следующих 15 лет должно быть построено порядка 50 буровых платформ и терминалов, более 100 вспомогательных судов.

«Количество заказов, которые мы имеем сейчас, не идет ни в какое сравнение с тем, сколько заказов мы могли бы получить. Мы должны четко понимать, сколько морской техники требуется, в какие сроки она должна быть поставлена, и что там внутри должно быть установлено. Зная эти параметры, ОСК сможет заблаговременно инвестировать, как за счет собственных средств, так и благодаря бюджетному финансированию, в возведение и модернизацию активов, на которых будут производиться суда, в первую очередь, для Арктики», – говорит Алексей Дикий.

«Объявление санкций ударило по гражданскому судостроению, нам не передают технологии. Мы пытаемся получить оборудование обходными путями, но это не продуктивно. Ничего не остается, как создать локализацию производства оборудования в России, и я думаю, что мы это сделаем», – считает Алексей Дикий. «Нам придется создавать или в партнерстве, или, если санкции будут мешать, без партнерства свои, отечественные, технологии освоения арктических ресурсов и свое оборудование», – соглашается Алексей Конторович.

Курс на импортозамещение заставил судостроителей задуматься о перспективах развития отрасли. По подсчетам специалистов ФГУП «Крыловский государственный научный центр», в некоторых проектах зависимость судостроительных разработок от зарубежных комплектующих достигает 50%. Заместитель министра промышленности и торговли России Андрей ДУТОВ предлагает задуматься о требованиях системного инжиниринга. «Судостроительная отрасль живет отдельно, производители оборудования для той же нефтегазовой промышленности – отдельно. Но невозможно создать ту или иную технологию без понимания ее роли и места в общем процессе. Промышленность должна кооперироваться и продавать полностью готовый продукт. Если это полупогружная плавучая платформа – значит, полностью платформа, а не только нижняя понтонная часть, произведенная в России. Если судно для сейсморазведки – то продаваться должен не только собственно корпус, но и все оборудование. Фрагментарность – принципиальная ошибка наших производственников. Мы вырабатываем меры поддержки, которые консолидируют усилия разных направлений промышленности», – подытоживает Андрей Дутов.

Георгий Дмитриев

Мнение экспертов

Валерий ГОЛУБЕВВалерий ГОЛУБЕВ,
Заместитель председателя правления компании «Газпром»:

– Территория арктического шельфа составляет более 6 млн квадратных километров, из них 4 млн перспективны для нефте- и газодобычи. Мы обсуждаем перспективы того, что российские судостроители в течение 10-15 лет обеспечат потребности нефтегазовой промышленности. Но давайте признаем: это не тот срок, чтобы произошла адаптация и наши судостроители произвели необходимое количество морской техники, которая нужна на каждом этапе работ. Инженерный и научный потенциал отрасли значительно снизился. Лет 40 назад Советский Союз всегда сам строил полупогружные буровые установки. Теперь же корпусные части в стране делаются, а технологии, «начинка» – уже большая проблема. Мы в течение 10 лет должны начать разработку 12 месторождений, соответственно, должны быть построены эксплуатационные платформы. Также в этот срок потребуется порядка 30 вспомогательных судов различного класса.

В нашей компании «Газфлот» – собственный флот, пожалуй, самый крупный среди российских нефтегазовых компаний. Сейчас строим на Амурском судостроительном заводе два судна для работы в Охотском море. Требуются также трубоукладчики, земснаряды. Причем мы не можем подобные суда даже зафрахтовать, их попросту не хватает на рынке. Поэтому российским судостроителям есть где развернуться.

С Крыловским государственным научным центром мы разработали линейку судов, которые смогут выполнять практически все вспомогательные функции. Суда строятся на одной базе, а вот технологическое наполнение зависит от поставленных задач. На наш взгляд, это наиболее перспективный вариант: основные корпусные работы носят серийный характер, а уже конкретное наполнение зависит от персональных условий работы на конкретном месторождении. Техническая документация уже может быть передана заводам, заказ грандиозный. Производственный план оценивается в 100 млрд рублей, эти инвестиции судостроительные заводы могут получить для развития и модернизации своего производственного потенциала.

Кирилл МОЛОДЦОВКирилл МОЛОДЦОВ,
Заместитель министра энергетики России:

– В 2012–2014 годах мы бурили в среднем порядка 3–4 разведочных скважин, без учета каспийских проектов. Главная задача – увеличить объем бурения в течение ближайших пяти лет. При этом важно, что мы имеем опыт работы в сложной ледовой обстановке. У нас есть опыт бурения не только на глубинах до 50 м, но и на так называемой «глубокой воде» – свыше 137 м. Список санкций против России включает запрет на предоставление технологий именно для работы на «глубокой воде». Поэтому то, что мы уже имеем опыт работы на подобных глубинах, позволяет оптимистично оценивать перспективы.

Кроме того, не будем забывать, что в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые реализуются совместно с иностранными компаниями, 80% персонала – российские специалисты. Это значит, что мы самостоятельно нарабатываем опыт бурения в сложных условиях. Мы не боимся, что ничего не сможем сделать. Да, возникают новые вызовы, но я уверен, мы с ними справимся.

Основные мероприятия, которые должны быть проведены в 2014-2015 годах, в соответствии с распоряжением правительства РФ № 987

IV квартал 2014 года
Подготовка предложений о целесообразности введения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении искусственных островов, установок, сооружений, судов и морских стационарных платформ, предназначенных для освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, и наделении соответствующими полномочиями федерального автономного учреждения «Российский морской регистр Судоходства».

I квартал 2015 года
Подготовка свода правил «Установки и сооружения на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря» в целях совершенствования регулирования в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов обустройства месторождений (за исключением судовой части установок и сооружений) углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.

II квартал 2015 года
Подготовка предложений о включении свода правил «Установки и сооружения на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря» в перечень национальных стандартов и сводов правил технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Подготовка предложений о внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации с целью снятия ограничений на использование в качестве залога искусственных островов, установок и сооружений.

III квартал 2015 года
Определение объемов грузопотоков, потребностей в танкерном флоте ледового класса, атомных ледоколах и иных судах, необходимых для обеспечения деятельности по освоению месторождений углеводородного сырья на арктическом континентальном шельфе.

Организация гидрометеорологического обеспечения и определения ледовой обстановки в районах реализации проектов добычи углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.

Метки

Оставить комментарий |

0 Комментарии

A- A A+
Google+